?

Log in

No account? Create an account
Белорусская церковная готика ч.1 - Антон Смалюк [entries|archive|friends|userinfo]
Антон Смалюк

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Белорусская церковная готика ч.1 [Jan. 19th, 2011|11:45 am]
Антон Смалюк
Белорусская церковная готика

Итак после очень долгого перерыва я начинаю цикл рассказов о белорусской церковной готике. Мой рассказ будет касаться храмов 13-16 веков на территории Беларуси и приграничных районах Литвы и Польши.

Photobucket



Готика пришла на Беларусь в середине 13 века. Но первыми готическими сооружениями стали не храмы, а башни-донжоны, в большом количестве строившиеся в зоне противостояния зарождавшегося ВКЛ и галицко-волынского княжества. Одна из таких башен неплохо сохранилась, и находится в поселке Каменец, нынешней брестской области.
А было их значительно больше, минимум пять.

Церковное зодчество далеко не сразу приняло новшества. Период с 13 по 15 век стал переходным от византийского к готическому стилю. К сожалению нет ни одного полностью сохранившегося памятника этой эпохи. Все они известны в основном по археологическим раскопкам, старым рисункам и инвентарям.

Наиболее изученными из всех церквей этого периода - замковые церкви в Гродно и Новогрудке.

Гродненская церковь, т.н. Верхняя церковь была построена на месте разрушенной ранее византийской Нижней церкви. Ее остатки как никакой другой храм показывают переход от одной эпохи к другой. Половина стен храма сделана из византийской плинфы, а другая из крупноразмерного кирпича готической эпохи. Это наверное самый ранний храм этой группы, и многие его датируют 13 веком. Одна важная особенность постройки - невысокое качество строительства, так отсутствует правильная перевязка слоев кирпича, разная толщина слоев раствора и т.д. Похоже строители уже потеряли квалификацию в старых технологиях, но еще не достаточно хорошо освоили новые.
В храме еще просматриваются особенности гродненской школы византийского периода. Так храм имеет скошенные углы, и вставки в стены из шлифованных камней.
Особенность храма - отсутствие купола. В церкви была только одна пара колонн, поддерживавших хоры. Интерьер храма скорее всего был перекрыт готическим нервюрными сводами, так как вокруг храма было найдено большое количество нервюрного кирпича, по форме близкого к тому, который использовался в Каменецкой башне и строениях Новогрудского замка.

Вот два из возможных вариантов внешнего вида храма:
Photobucket


Храм существовал до перестройки замка Стефаном Баторием в 16в. Сейчас от храма остались заметные фрагменты стен, которые вместе с остатками Нижней церкви выставляются в павильене на территории Старого замка. К сожалению мне лично попасть туда не получилось, если у кого-то из френдов есть фото буду очень благодарен. :-)


Следующий храм, Замковая церковь в Новогрудке была построена скорее всего позже гродненской, так как отличается заметно более качественным исполнением. В литературе 19в. эта церковь известна под названием Святой Богородицы. Храм имел некоторые особенности планировки, роднившие его со смоленскими и полоцкими храмами, так у храма имелся притвор открытый внутрь. Стены в основном были выложены из крупноразмерного кирпича в вендском стиле кладки, характерном для романского зодчества. Для притвора использовалась готическая кладка. Обычно храм датируют началом 14 века. Храм много раз перестраивался, и первая перестройка случилась уже в 14 веке. Был переделан интерьер храма. Появились четыре столба, которые по мнению многих несли купол, снаружи храм был покрыт полукруглой черепицей. Интерьер перекрыли готическими нервюрными сводами.

Вот как выглядела планировка первоначального храма:

Photobucket

Храм играл важную государственную роль, так он столетиями использовался для заседаний Литовского трибунала – верховного суда ВКЛ. Храм многократно перестраивался, дважды его существенно удлиняли, в 15-16вв. и в 18в. Был разрушен уже во времена Российской Империи.

Если про эти два храма не известно, кто и когда их возводил, но сами их остатки неплохо изучены, с другими — обратная картина, известны их основатели и время, но сами храмы плохо изучены, и порой даже не известно их точное местоположение.

Это во-первых церковь Святого Духа в Витебске, основанная супругой Альгерда Ульяной. Также по указу Альгерда была отремонтирована более ранняя Благовещенска церковь., у которой в 14 веке появились новые своды. Условный вид этой церкви можно узнать на чертеже Витебска 17 века. Церковь имела план в виде креста. Это, возможно, роднит ее с некоторыми украинскими памятниками, в частности с церковью в Сутковцах, в которых также наблюдаются многие готические черты, но и сохраняются более ранние:

http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/04zam-sut.html
http://varandej.livejournal.com/321947.html

Были даже проведены раскопки, но подробных сведений о них в литературе я не нашел.

В Полоцке в этот период также строились монастыри и храмы, но о них, кроме самого факта их существования ничего не известно.

Следующий храм действует до сих пор — это Пятницкая церковь в Вильне, построенная в 1345-1346 годах по указу другой супруги Альгерда Марии Витебской. Храм также имел переходный вид, так немецкие купцы, описывавшие этот храм в 16 веке видели сходство с новгородскими храмами, хотя ее перестраивали после пожара в 16 веке, возможно он до последнего сохранял первоначальный вид.

Вот как выглядел храм на рисунке начала 19 в.:

Photobucket

В первой половине 19 века храм оказался в запустении, и к 1864 году от него осталась одна стена. Построенный тогда, фактически новый храм существует по сей день.

Photobucket

К сожалению храм серьезно не исследовался и толком неизвестно, что в этом храме осталось от первоначального, и осталось ли вообще что-то.

Храм, кстати уникален по многим параметрам. В частности своей архитектурой. Восстановлен был храм в 1874. При этом авторы выбрали в качестве стиля смесь византийского и романского, что для этих лет — чудо. По своей стилистике храм можно назвать соответствующим первоначальной постройке. Это едва ли единственный случай, когда во второй половине 19 века в православном зодчестве у нас исторические и эстетические критерии возобладали над политическими.
Интерьер храма сделали, впрочем, подчеркнуто византийским:

Photobucket

Кстати, на стене этого храма сделана табличка, гласящая, что именно сдесь Петр Первый окрестил всем известного арапа Ганнибала.
Что, впрочем, меня удивляет. В это время храм должен был принадлежать униатам а не православным.

Вообще строительство православных храмов при Альгерде велось очень активно. Еще одна виленская церковь, Николаевская, построенная на средства Ульяны Тверской. О ней практически ничего не известно, кроме факта ее существования, не проводилось раскопок, и из документов можно, наверное привести только этот рисунок 19 века:

Photobucket

Здесь виден храм перестроенный в жилой дом. Четко видна алтарная часть храма с вполне готическими пропорциями сложенная из крупноразмерного кирпича.

Еще две церкви заслуживающие упоминания, но плохо исследованные: Благовещенская и Пречистенские церкви в Троках, построенные по указу Витовта в конце 14 века. Пречистенскую церковь исследовали литовцы в 1981, но информации о храме удалось получить минимум.

Продолжение следует...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: travel_by
2011-01-19 03:50 pm (UTC)
зь вяртаньнем, чакаем на працяг)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: wouk
2011-01-19 11:17 pm (UTC)
Далучаюся да папярэдняга поста: чакаю працягу!

І колькі заўваг:

1) наконт Верхняй царквы ў Горадні. У міжваенны час яе ў прамым сэнсе гэтага слова выкапаў Ядкоўскі, пры гэтым не зафіксаўваў напластаваньні, таму цяпер яе дакладна не магчыма датаваць. Пазьней яе рэшткі былі па частках выняты, каб працягнуць вывучэньне Ніжняй. Цяпер ў выглядзе груды камянёў яна ляжыць у адным з баракаў на замку і не эксапнуецца. Унутры ж павільёна Вы зможаце пабачыць толькі падмуркі Ніжняй царквы.

2) Наконт полацкай готыкі: зьвярніце ўвагу на Барысаглебскую царкву, я крыху напісаў пра яе тут http://wouk.livejournal.com/5387.html

3) Вельмі шкада, што летувісаў не асабліва цікавяць дасьледваньні праваслаўнай готыкі і яны не рабілі зандажоў на Пятніцкай царкве.

4) Наконт Мікольскай у Вільні. Вы крыху памыляецеся ў інтэрпрэтацыі малюнка 19 ст. Справа ў тым, што да сёньня добра (кал не сказаць лепей за іншыя часткі) захаваліся тры апсіды пачатку 16 ст. На малюнку гэта відавочна не адна зь йх. Далей якая сітуацыя была з той царквой: у 18 ст. яна была перабудавана ў стылі віленскага барока. Акрамя таго адносна фронта вуліцы Вялікай яна знаходзіцца ў глыбіні і таму, відаць, у другой палове 18 ст. сьпераду перад ёй сталі будаваць мяшчанскія дамы, якія з часам закрылі яе ад вуліцы. Гэта добра бачна на плянах, што захаваліся ў Вільні. Таму сытуацыя досыць няпростая з інтэрпрэтацыя малюнка (верагодна Гразнова).

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: antonsm
2011-01-20 06:48 am (UTC)
Па п.1: Шкада, калі не экспануецца. Помнік не меньш цікавы чым Ніжнаяя царква.

2. Пра перабудовы візантыйскіх цэкрваў я яшчэ напішу асобна.

4. Я арыентуюся галоўным чынам на Кушнярэвіча. У яго, здэцца лепшая праца па гэтым перыядзе. З ягонага тэксту можна зрабіць выснову, што гэта царква, пра якую я напісаў тут, і перабудаваная у барочным стылі - дзве розныя. Уласна кажучы, малюнкі гэта падцвярджаюць (магчыма гэта не так, і гэта адзін храм, але стопрацэнтнай упэўненасці у любым з варыянтаў у мяне няма) Другая Мікалаеўская пабудаваная Астрожскім, і есць асобны малюнак яе у барочным стылі я яшчэ яго пакажу. Пра інтэрпрэтацыю у мяне яшчэ будзе, але менавіта гэты малюнак выглядае не фантазійным, а зробленым з натуры.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wouk
2011-01-20 07:48 am (UTC)
Наконт Мікольскай царквы. Мне самому трэ спраўдзіць матэрыял. наколькі я ведаю Вільню, двух цэркваў Сьв. Міколы там ня было. І я заўджды меркаваў, што альнердава царква была пазьней перабудавана Астроскім. Але трэ ўдакладніць гэтае пытаньне!
(Reply) (Thread)